Где родилась "кравчучка"
Колыбель «кравчучки»
Эта
железная тележка о двух или четырех колесах стала национальным символом
Украины «кризисных» девяностых годов – таким же знаковым, как малиновые
пиджаки нарождавшейся тогда постсоветской буржуазии. При одном слове
«кравчучка» мускульная память заставляет руки налиться тяжестью – как во
времена всеобщего безденежья и безработицы, когда мы тянули на тележке
спасительную картошку с пригородных «фазенд». Или во время первой
работы, когда я таскал на такой «кравчучке» грузы на столичный вокзал, а
работники киевского метро брали с тележников мелкую мзду, чтобы пустить
нас на эскалатор. Образ старушки-пенсионерки, волочащей за собой
мешок на гремящем по выбоинам возке, или базарного торговца с груженной
тюками тележкой стал привычным для целого поколения. Он даже оказался
запечатлен в скульптуре, установленной в городе Славянске в память о первых украинских «челноках».
Народ Украины дал этой тележке символические названия «кравчучка» и
«кучмовоз», но третий украинский президент также заслуживает права быть
увековеченным в имени этого позорного «рыночного механизма».
«Кравчучки» никуда не делись с наших улиц – их все также таскают за
собой полунищие люди, и моя теща на днях приволокла на таком агрегате
овощи в подарок для внучки. А волны кризиса вновь накрыла собой страны
бывшего СССР, и оставшиеся без работы и без общедоступных кредитов люди
идут в чулан и стирают пыль с самого популярного изделия девяностых.
Очень скоро на наших улицах добавиться характерного дребезжащего звона
от колес плохо забытых народом «кравчучек». А
сейчас мы пришли посмотреть на их колыбель – на киевском авиазаводе,
где в июне девяносто первого года оставшиеся без зарплаты инженеры
подготовили чертежи «Складного транспорта для ручной клади «Шмель», как
изначально именовалась эта тележка. Их достал для нас из архива
инженер-конструктор Александр Красников. Производство «кравчучки» стало
наглядным символом глубокого общественного и экономического регресса:
это первобытное приспособление, возвратившее нас к эпохе «мешочников»,
воспетых Бабелем и Паустовским, делали из сверхлегкого авиационного
алюминия, на электронных роботизированных линиях последнего поколения. И
ставили его на колеса для детских колясок «Мальвина» и «Зорька», спрос
на которые резко снизился после катастрофического спада рождаемости в
начале девяностых. Тогда как спрос на «кравчучки» бил все рекорды – в
девяностые авиазавод выпускал по сто тысяч этих изделий в месяц, по цене
двадцать четыре гривни за штуку, так что продукцию киевского авиазавода
таскали за собой миллионы украинских граждан – а часть тележек даже
отправлялась на экспорт в Москву. Конструкторы «кравчучки» сами
таскали на ней картошку с пригородных базаров и наблюдали за тем, как
народ совершенствует их изделие: – Волочу я тележку, а рядом со
мной сельский мужичок на своей что-то тащит. Присмотрелся: колеса у нее
заводские, «фирменные», но не два, как у нас, а четыре – видимо, мужик
сам их для большего удобства приделал. Пришел я к себе на завод, и сразу
набросал проект такой же, усовершенствованной «кравчучки» – на все
четыре колеса – рассказывал нам Александр Красников. Украинские
базарные «челноки» привезли киевские тележки на польские вещевые рынки,
и вскоре польские бизнесмены наладили производство габаритных
«кравчучек» из более дешевого «черного» металла. Через несколько лет их
начали делать в Китае, внутренний рынок наполнился, и авиазавод, не
выдержав конкуренции, прикрыл некогда сверхрентабельное производство.
Однако, Виктор Гордийчук, начальник конструкторского бюро разовых
заказов, уверил нас, что тележки можно выпускать и в эпоху Ющенко – если
на них вновь будет заказ и спрос. А он уже формируется парализовавшим
страну кризисом.
Мы рассматривали старые чертежи «кравчучки» –
уродливого символа уродливой эпохи, и слушали инженеров-конструкторов,
показавших нам образцы уникальных и ныне похороненных за рыночной
нецелесообразностью проектов:. Конструкторы-«пентакли» – из них можно
было собрать целый велосипед и кучу других, не менее полезных и
интересных вещей, роботы, умевшие сами собирать самолеты и передвижные
дачные домики-прицепы для отдыха заводских рабочих. Конструкции и
аппараты будущего ушли в прошлое, уступив место допотопным ручным
тележкам, и сегодня о том времени напоминают разве что уцелевший на заводе
памятник Ленину, который собираются снести власти. Да еще, экспозиция
местного музея, где «кравчучка» находится в странном и диком соседстве с
моделями самолетов конструкторского бюро Антонова.
Купить кравчучку оптом можно связавшись с нашим менеджером.т.050-30-15-300 Дмитрий.
|