"Мета"

Четверг, 25.04.2024, 22:30



т.+38(050)-30-15-300
т.+38(067)-83-43-885

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Котлы

Статьи
Отопление производственных помещений
Отопление производственных помещений.
Отопление для теплиц
Отопление теплиц.

Главная » Статьи » Мои статьи

Колыбель «кравчучки»


Где родилась "кравчучка"

"Кравчучка". Александр Садовский, полотно, масло, 1998 г.

Колыбель «кравчучки»

Эта железная тележка о двух или четырех колесах стала национальным символом Украины «кризисных» девяностых годов – таким же знаковым, как малиновые пиджаки нарождавшейся тогда постсоветской буржуазии. При одном слове «кравчучка» мускульная память заставляет руки налиться тяжестью – как во времена всеобщего безденежья и безработицы, когда мы тянули на тележке спасительную картошку с пригородных «фазенд». Или во время первой работы, когда я таскал на такой «кравчучке» грузы на столичный вокзал, а работники киевского метро брали с тележников мелкую мзду, чтобы пустить нас на эскалатор.

Образ старушки-пенсионерки, волочащей за собой мешок на гремящем по выбоинам возке, или базарного торговца с груженной тюками тележкой стал привычным для целого поколения. Он даже оказался запечатлен в скульптуре, установленной в городе Славянске в память о первых украинских «челноках». Народ Украины дал этой тележке символические названия «кравчучка» и «кучмовоз», но третий украинский президент также заслуживает права  быть увековеченным в имени этого позорного «рыночного механизма». «Кравчучки» никуда не делись с наших улиц – их все также таскают за собой полунищие люди, и моя теща на днях приволокла на таком агрегате овощи в подарок для внучки. А волны кризиса вновь накрыла собой страны бывшего СССР, и оставшиеся без работы и без общедоступных кредитов люди идут в чулан и стирают пыль с самого популярного изделия девяностых. Очень скоро на наших улицах добавиться характерного дребезжащего звона от колес плохо забытых народом «кравчучек».   

А сейчас мы пришли посмотреть на их колыбель – на киевском авиазаводе, где в июне девяносто первого года оставшиеся без зарплаты инженеры подготовили чертежи «Складного транспорта для ручной клади «Шмель», как изначально именовалась эта тележка. Их достал для нас из архива инженер-конструктор Александр Красников. Производство «кравчучки» стало наглядным символом глубокого общественного и экономического регресса: это первобытное приспособление, возвратившее нас к эпохе «мешочников», воспетых Бабелем и Паустовским, делали из сверхлегкого авиационного алюминия, на электронных роботизированных линиях последнего поколения. И ставили его на колеса для детских колясок «Мальвина» и «Зорька», спрос на которые резко снизился после катастрофического спада рождаемости в начале девяностых. Тогда как спрос на «кравчучки» бил все рекорды – в девяностые авиазавод выпускал по сто тысяч этих изделий в месяц, по цене двадцать четыре гривни за штуку, так что продукцию киевского авиазавода таскали за собой миллионы украинских граждан – а часть тележек даже отправлялась на экспорт в Москву.

Конструкторы «кравчучки» сами таскали на ней картошку с пригородных базаров и наблюдали за тем, как народ совершенствует их изделие:

– Волочу я тележку, а рядом со мной сельский мужичок на своей что-то тащит. Присмотрелся: колеса у нее заводские, «фирменные», но не два, как у нас, а четыре – видимо, мужик сам их для большего удобства приделал. Пришел я к себе на завод, и сразу набросал проект такой же, усовершенствованной «кравчучки» – на все четыре колеса – рассказывал нам Александр Красников.

Украинские базарные «челноки» привезли киевские тележки на польские вещевые рынки, и вскоре польские бизнесмены наладили производство габаритных «кравчучек» из более дешевого «черного» металла. Через несколько лет их начали делать в Китае, внутренний рынок наполнился, и авиазавод, не выдержав конкуренции, прикрыл некогда сверхрентабельное производство. Однако, Виктор Гордийчук, начальник конструкторского бюро разовых заказов, уверил нас, что тележки можно выпускать и в эпоху Ющенко – если на них вновь будет заказ и спрос. А он уже формируется парализовавшим страну кризисом. 

Мы рассматривали старые чертежи «кравчучки» – уродливого символа уродливой эпохи, и слушали инженеров-конструкторов, показавших нам образцы уникальных и ныне похороненных за рыночной нецелесообразностью проектов:. Конструкторы-«пентакли» – из них можно было собрать целый велосипед и кучу других, не менее полезных и интересных вещей, роботы, умевшие сами собирать самолеты и передвижные дачные домики-прицепы для отдыха заводских рабочих. Конструкции и аппараты будущего ушли в прошлое, уступив место допотопным ручным тележкам, и сегодня о том времени напоминают разве что уцелевший на заводе памятник Ленину, который собираются снести власти. Да еще, экспозиция местного музея, где «кравчучка» находится в странном и диком соседстве с моделями самолетов конструкторского бюро Антонова.




Купить кравчучку оптом можно связавшись с нашим менеджером.т.050-30-15-300 Дмитрий.

Категория: Мои статьи | Добавил: Diesel (06.10.2011)
Просмотров: 2640 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Copyright MyCorp © 2024       Тел.+38(050)30-15-300SPRAVKA.UA - Бизнес-Каталог товаров и услуг Украины